Проблема государственного и валютного регулирования долга России

Общая сумма обязательств по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним представляет собой государственный долг. Он делится: на внешний - к нему относятся кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций; и внутренний, в который включены кредиты от национальных банков, а также государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке.

Проблема внешней задолженности требует постоянного контроля, поскольку может оказывать очень серьезное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе. Острота проблемы внешнего долга для России определяется наследством, доставшимся от Советского Союза (около 100 млрд. долларов). С 2001 по 2009 г. внешний долг сократился в 3,4 раза, и ныне составляет 40,5 млрд. долларов (табл. 4).

Текущие показатели «долговой устойчивости» РФ, разработанные в соответствии с международной методикой, свидетельствует о том, что страна преодолела последствия финансового кризиса 1998 года и существенно сократила бремя государственного долга. В настоящее время по основным показателям долговой нагрузки Россия относится к государствам с умеренным уровнем долга. Что касается внутреннего долга России, то с 2000 по 2008 г. он вырос в 6,2 раза и ныне составляет 1144 млрд. рублей.

Таблица 4 - Структура государственного внешнего долга Российской Федерации

Показатель/ годы

2001

2003

2005

2008

2009

Государственный внешний долг, в том числе:

139,3

122,1

114,1

44,9

40,5

Задолженность странам-участницам Парижского клуба

46,1

44,7

47,5

1,8

1,4

Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб

17,5

7,7

6,4

3,7

3,3

Коммерческая задолженность

6,0

3,4

2,2

0,7

1,2

Задолженность перед международными финансовыми организациями

16,2

13,9

9,7

5,0

4,5

Рост внутренней задолженности может отрицательно влиять на экономическое и финансовое положение страны, особенно когда он связан не со стимулированием экономического развития, а с необходимостью «затыкания» прорех в бюджете. Наличие государственного долга требует его управления. Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государственных органов власти по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга. Наиболее распространены методы управления:

рефинансирование государственного долга - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов;

аннулирование государственного долга (дефолт), отказ государства от уплаты государственного долга;

реструктуризация долга, то есть составление нового, более приемлемого для должника графика выплаты долга.

В последнее время используются новые методы, такие как: метод выкупа долга - предоставление стране-должнику возможность выкупить долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг по сниженному курсу; механизм перевода долга в акции - конвертация долга частным кредиторам в акции компаний страны-должника; перевод долговых обязательств в облигации с льготными процентами.

Перейти на страницу: 1 2

Меню сайта