Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации и зарубежных стран

Несмотря на существенные различия между бюджетными устройствами зарубежных стран, имеются общие принципы построения бюджетной системы, что связано со второй характеристикой бюджетного устройства. Рассмотрим более подробно эти принципы:

Обязательное оформление бюджета в виде акта, принимаемого представительными органами власти, означает законодательное оформление бюджета. В большинстве стран бюджет принимается в виде закона, в ряде стран (США, Великобритания, Финляндия) утверждение бюджета оформляется особой парламентской резолюцией. Бюджетные акты, как правило, состоят из трех частей: пояснительной записки, текста бюджетного акта и приложений;

Принцип полноты бюджета означает, что все доходы и расходы должны быть представлены в полном объеме. Правительство не должно иметь каких-либо доходов и расходов помимо предусмотренных бюджетом. С принципом полноты бюджета связано понятие бюджета-брутто, в котором находит отражение все финансовые операции государства как по доходам, так и по расходам. Бюджет-нетто содержит только сальдовые результаты по статьям бюджета: поступления по отдельным статьям доходов бюджетов за вычетом издержек на получение указанных доходов. Иногда встречаются так называемые смешанные бюджеты, сочетающие черты брутто и нетто-бюджетов;

Принцип единства бюджета находит свое выражение в единстве бюджетной системы, применении одной классификации доходов и расходов и единообразии бюджетной документации. На практике при разработке и утверждении бюджета зачастую встречаются стремления к созданию привилегированных статей бюджета, что нарушает принцип единства бюджета;

Принцип приоритетности публичных расходов, основан на том, что осуществление государством функций не ставит в прямую зависимость от величины полученных доходов. Определяя в приоритетном порядка размер публичных расходов, правительство исчисляет в соответствии с полученными результатами объемы требуемых государственных доходов. Вопрос о том, насколько необходимы те или иные государственные расходы, решается на основе использования методов политического анализа и критериев общественной полезности;

Целям эффективного обсуждения бюджетных проектов и гласности бюджетной политики служит принцип достоверности и наглядности бюджета. Этот принцип чрезвычайно полезен для иностранных инвесторов, международных организаций, рейтинговых агентств, населения и предпринимателей;

Принцип ежегодного утверждения бюджета означает установление государственного бюджета на один финансовый год. Однако в разных странах финансовый год определяется по разному: в Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Финляндии, Франции, Германии он совпадает с календарным, в Великобритании, Канаде, Японии начинается 1 апреля, в Италии, Норвегии, Швеции - 1 июля, в США - 1 октября;

Принцип бюджетного равновесия означает необходимость сбалансированности доходной и расходной частей бюджета.

Рассмотрим теперь принципы бюджетного устройства в Российской Федерации:

- Единства бюджетной системы РФ, предполагает наличие единой правой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, использование единых бюджетных классификаций, статистической и бюджетной информации, согласованные принципы построения бюджетного процесса. Он предполагает единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также санкций за нарушение бюджетного законодательства.

Разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Перейти на страницу: 1 2 3

Меню сайта