Внебюджетные фонды

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Внебюджетные фонды обладают рядом особенностей:

•запланированы органами власти и управления и имеют строго целевую направленность;•денежные средства фондов предназначены для финансирования расходов, не включенных в бюджет;•взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу;•формируются за счет специальных отчислений юридических и физических лиц;•на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов, распространяется большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;•денежные ресурсы фондов находятся в собственности государства, не входят в состав бюджетов различных уровней, не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;•расходование средств фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченных органов (правления фондов);•из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов, программ.

Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включенных в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности и строго в соответствии с целевым назначением фондов.

Начиная с 1992 г. в Российской Федерации создано и действует большое количество внебюджетных фондов. На сегодняшний день общее число федеральных внебюджетных фондов составило, из них основные - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости (с 2001 г. средства консолидируются в федеральном бюджете).

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды подразделяются на федеральные и региональные; по целевому назначению - на экономические внебюджетные фонды и социальные внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды выполняют распределительную и конт­рольную функции.

Распределительная функция выражается в перераспределении через внебюджетные фонды части национального дохода в пользу либо социальных слоев населения, либо отдельных отраслей эконо­мики в целях обеспечения их развития.

Контрольная функция проявляется в информировании обще­ства о возникших отклонениях в производственном либо социаль­ном процессах.

Внебюджетные фонды, как и бюджет, способствуют государствен­ному регулированию рыночной экономики, содействуют более спра­ведливому распределению национального дохода между социальны­ми слоями населения.

В зависимости от источников формирования, назначения и масш­табов использования внебюджетные фонды подразделяются на цен­трализованные и децентрализованные.

1. Централизованные (государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. В состав централизованных (государ­ственных) внебюджетных фондов входят:

· Пенсионный фонд Российской Федерации;

· Фонд социального страхования Российской Федерации;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Меню сайта