Основные направления реализации кредитного менеджмента

Как уже отмечалось, очень важным элементом для кредитной сделки является то, что заемщик сможет представить в качестве обеспечения кредита. Без обеспечения кредит вряд ли может предоставляться в современных российских условиях. Из двух форм, залога и поручительства, предпочтение отдается залогу, как более надежному. Продажа заложенной собственности позволяет покрыть долг в случае непогашения товарного кредита. Внесение залога должно поощрить заемщика к своевременному погашению долга. Наличие залога дисциплинирует его, заставляет серьезнее относиться к своим обязанностям. При решении вопроса о залоге, необходимо принимать во внимание его ликвидность, наличие на него спроса, качество залога, соотношение рыночной стоимости залога и размера товарного кредита (после продажи залога выручка должна быть достаточной для покрытия непогашенной части кредита или всего кредита. Важна ликвидационная стоимость залога, так как рыночная цена может быть резко снижена из-за инфляции, невозможности взыскать залог в законном порядке и других обстоятельств. Сумма кредита с учетом процентов не должна превышать 85 % от суммы залогового обеспечения кредита.

Если анализ текущей финансовой отчетности в сопоставлении с прошлыми периодами выявляют такие тревожные сигналы, как увеличение дебиторской задолженности, снижение коэффициентов ликвидности, падение объема продаж, убытки от операционной деятельности, непредставление в срок запрошенной информации или финансовых отчетов, уклонение руководителей фирмы от телефонных и личных контактов, увлечение клиента созданием новых предприятий или скупкой недвижимости, накопление спекулятивных запасов, потеря важных клиентов и т.д., в предоставлении товарного кредита следует отказать. Много могут сказать поведение деловых партнеров заемщика (запросы о его кредитоспособности поставщиков, аннулирование страховки страховой компанией) или сообщения других предприятий.

При обнаружении неблагополучного кредита, следует предпринять соответствующие действия. В такой ситуации с каждым заемщиком нужно разбираться индивидуально. Наилучшим является обсуждение дел с покупателем и разработка программы преодоления кризисной ситуации.

В-третьих, в развитие уже сказанного отметим, существует ряд подходов, реализация которых в целом будет способствовать решению проблемы кредитных рисков. Эти подходы известны на западе, но еще не получили должного распространения в России. Предприятие не только реализует кредитный менеджмент, но и формирует кредитную политику и утверждает ее на уровне высших органов управления. В числе прочего она должна содержать четко зафиксированные ответы на вопросы: какая максимальная часть оборотного капитала может быть использована на дебиторов (это зависит от природы рынка, конкурентоспособности и других факторов), кто отвечает за определение кредитного лимита и сроки платежа (это или кредитный менеджер или коммерческий директор, в зависимости от решения высшего руководства).

В зависимости от принятой кредитной политики кредитный менеджер может быть подчинен финансовому директору или главному бухгалтеру (если упор делается на сбор долгов), руководителю службы сбыта или маркетинга (если кредитные услуги рассматриваются как часть стратегии маркетинга), непосредственно генеральному директору. Последняя схема подчиненности наиболее оптимальна, поскольку при подчиненности службе финансовый директор-главный бухгалтер подавляются функции, связанные со сбытом, а подчиненность отделу сбыта нивелирует финансово-аналитические функции. Как отмечалось при обособлении кредитной работы в отдельный центр ответственности целесообразно организовать самостоятельный кредитный отдел.

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11

Меню сайта