Соединенные Штаты Америки

Зарубежное законодательство о финансовых рынках не отличается однородностью и единообразием подходов - первые различия видны уже на уровне правовых систем общего и континентального права. Деятельность финансовых посредников распространяется на весь финансовый рынок, а значит и на фондовый рынок, и на денежный рынок, и на рынок ссудных капиталов. Это связано с тем, что инвесторами могут быть финансово-кредитные институты, которые так же имеют доступ на рынок ценных бумаг, как и все остальные участники. Поэтому, как уже говорилось выше, сам обзор темы финансового посредничества на рынке слияний и поглощений может быть, как минимум, в двух плоскостях - корпоративной и финансовой. Плоскости фондового рынка, банковской сферы и инвестиционной настолько соприкасаются и «вливаются» одна в другую, что представляется наиболее удобным рассмотреть законодательство в этих сферах в одном разделе - финансовое законодательство, не проводя искусственного разделения.

Начнем с банковской сферы. Историю ее законодательного регулирования, хотелось бы начать пусть и не из исходной точки, но, безусловно, с самой важной, а именно, с 23 декабря 1913 года, когда Конгресс США, как высший законодательный орган страны, принял Закон о Федеральной Резервной Системе (Federal Reserve Act), знаменующий начало ее деятельности. Федеральная Резервная Система изначально учреждалась с целью помощи банкам в период биржевых потрясений и банковских кризисов. Американская Федеральная резервная система выступает в качестве центрального банка страны. Совет управляющих (центр организации ФРС) выполняет следующие функции: формирует кредитно-денежную политику, осуществляет регулирование и контроль за операциями федеральных резервных банков, контроль деятельности банковских учреждений, банковских холдинговых компаний (БХЛ), банковских объединений, осуществляет контроль в отношении зарубежной деятельности банков членов ФРС и функционирования иностранных банков в США, а так же контролирует деятельность международных банковских образований в США. Региональные отделения ФРС - это 12 федеральных резервных банков. Самым крупным из федеральных резервных банков является Федеральный резервный банк Нью-Йорка. На нижнем уровне организационной структуры ФРС стоят банки - держатели акций ФРС. И это, пожалуй, является самым главным в деятельности ФРС - она не является государственным органом. ФРС США частная коммерческая структура. Хотя состав ее акционеров официально не известен, так как ФРС не является публичной компанией.

Частный коммерческий характер ФРС США подтверждается довольно известным делом Джона Л. Льюиса против Соединенных Штатов Америки. Все началось с весьма печального события, когда в 1979 году гражданин США Джон Льюис попал под машину, но не под простую, а под машину, принадлежащую Федеральному резервному банку США. Согласно закону Правительство США должно нести ответственность при нарушении прав граждан служащими государственных органов. Естественно, гражданин Льюис подал иск в окружной суд США и был чрезвычайно поражен, когда получил ответ, что Федеральный Резервный банк не является государственной структурой и не подпадает под этот закон. Льюис подал апелляцию в суд штата Калифорния и после долгого судебного разбирательства получил ответ - ФРС - частная коммерческая структура. Все это имеет немаловажное значение, так как ФРС обладает важнейшей функцией - формирование денежно-кредитной политики. Соответственно, все важнейшие решения в данной сфере принимаются под влиянием этой структуры. Для данного исследования значение имеет, прежде всего, немаловажный закон 1999 года «О модернизации финансовых услуг», который напрямую связан и с решениями ФРС США и с насущными проблемами банковской системы. Но для начала вернемся к предыстории современного нормативного регулирования американского банковского сектора.

В 1933 году в США был принят Банковский закон - закон Гласса-Стигалла (Glass-Steagall) (практически полностью отменен в связи с принятием Закона «О модернизации финансовых услуг»), который подразделил банки на коммерческие и инвестиционные, на многие годы, определив режим функционирования рынка финансовых услуг США. Эти меры были приняты в связи с экономическим кризисом 30-х годов и в связи с массовыми банкротствами коммерческих банков, вовлеченных в индустрию инвестиционных услуг. На многие годы между посредниками фондового и денежного рынка была воздвигнута великая «китайская стена».

В 2000 году вступил в действие, уже упомянутый, закон Грэмма-Лича-Блайли (Gramm-Leach-Bliley) - «О модернизации финансовых услуг», который разрешил американским банковским холдинговым компаниям (БХЛ) сливаться с компаниями финансового сектора, в том числе и с инвестиционными банками и расширил перечень операций для банков с ценными бумагами.

Поводом к принятию в 1999 году этого закона послужило многолетнее лоббирование руководством крупных коммерческих банков возможности смягчения норм закона Гласса-Стигалла, последним аккордом которого послужила ситуация с банком Chase Manhattan. Несмотря на законодательный запрет, коммерческий банк Chase Manhattan неоднократно подавал прошение регуляторам рынка о разрешении на слияние с инвестиционным банком J.P. Morgan. Каждый раз прошение оставалось без удовлетворения. В итоге руководство Chase Manhattan поставило ультиматум в виде официального предупреждения Федеральной резервной системе США, что в случае очередного запрета акционеры компании будут вынуждены самоликвидировать прекрасно функционирующую банковскую корпорацию. Это была бы исключительная по радикальности мера, потому что, во-первых, Chase Manhattan был прекрасно функционирующей банковской корпорацией, и его самоликвидация - нонсенс, экономически неоправданный. Во-вторых, но это уже, естественно, гипотезы различного уровня средств массовой информации и публицистов, одними из крупнейших акционеров ФРС (в частности Федерального резервного банка Нью-Йорка) на то время являлись в числе прочих банки Chase Manhattan и J.P. Morgan. Так что совершенно ясно, что столь явная угроза не могла не подействовать.

Перейти на страницу: 1 2

Меню сайта