Некоторые международные правовые акты, регулирующие сферу финансового рынка

На международном уровне принципы и стандарты, в финансовой сфере имеющие рекомендательный характер, содержатся в документах: Международной организации комиссий по ценным бумагам - «Принципы и цели регулирования по ценным бумагам»; в документах ФАТФ (40 рекомендаций общего характера, 9 рекомендаций специального); Программе оценки финансового сектора (Financial Sector Assessment Program - FSAP), проводимой МВФ и Всемирным банком реконструкции и развития.

Говоря об источниках правового регулирования международных финансовых сделок, можно отметить документы, разработанные различными организациями. Не все из этих правовых актов будут применяться в данной работе, но следует помнить, что помимо собственно финансового посредничества существует множество механизмов финансовой инфраструктуры, поэтому список правовых актов, на самом деле, должен быть более развернутым.

Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) приняты, в частности: Нью-Йоркская Конвенция «О международных переводных векселях и международных простых векселях» 1988 года; Нью-Йоркская Конвенция «О независимых гарантиях и резервных аккредитивах» 1995 года; Типовой закон «О международных кредитовых переводах» 1992 года и т.д.

Международной торговой палатой приняты следующие акты: Унифицированные правила по договорным гарантиям 1978 года; Унифицированные правила по гарантиям с платежом по требованию 1992 года; Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов 2007 года и т.д.

Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА): Оттавская Конвенция «О международном лизинге» 1988 года; проект Конвенции «О материальных правилах, касающихся ценных бумаг, находящихся у посредника».

Гаагской конференцией международного частного права: Гаагская конвенция «О праве, применимом к некоторым правам в отношении ценных бумаг, находящихся во владении у посредника» 2006 года.

Следует отметить, что на примере данного перечня источников (конечно, не полного), можно свидетельствовать о том, что унификация (гармонизация) в финансовой сфере в большей степени проводится в отношении международных банковских сделок и в достаточно небольших масштабах (причем это, в основном, вексельное право и международные расчеты).

Вывод.

Законодательство европейских стран, США и России в финансовом и корпоративном секторе характеризуется различными процессами. В Соединенных Штатах Америки это консервативная линия, которая характеризуется принятием закона, в особенности, в финансовой сфере, только после долгих дебатов, сильного лоббирования той или формулы и наличия реальной, насущной проблемы, требующей разрешения, во всяком случае, по мнению финансовых кругов. Как это было, например, с Законом Грэмма-Лича-Блайли, который приоткрыл коммерческим банкам путь в сектор до этого сугубо инвестиционный.

В Европе наблюдается довольно сложный процесс гармонизации корпоративных отношений (например, Тринадцатая Директива «О поглощениях»). Финансовый же сектор в Евросоюзе отличается довольно интенсивным законотворчеством, что можно увидеть на примере специализированных финансовых директив, а так же следованием международным стандартам, что видно на примере изменения директив на основе Базельского соглашения (II). Более интенсивное развитие финансового сектора связано, прежде всего, с тем, что исторически финансовые отношения (банковская сфера) носят с древности трансграничный характер, тогда как корпоративные, стали приобретать большую «открытость» для иностранного участия не так уж по и давно.

В такой ситуации на общем европейском рынке странам приходится использовать протекционистские меры, чтобы «защитить» свои национальные компании, что и ведет к не слишком интенсивным процессам гармонизации законодательства.

Российское же законодательство в корпоративной сфере явно тяготеет к европейскому праву. Что же касается правового регулирования финансовой сферы, то здесь в связи с несовершенством механизмов российской рыночной экономики и отсутствием прочной историко-правовой связи наблюдается отсутствие системности и постоянные изменения в финансовом законодательстве.

Перейти на страницу: 1 2

Меню сайта