Методы налогового планирования и прогнозирования

Среди методов, способствующих мобилизации налогов и сборов в бюджет, можно выделить, такие как повышение эффективности использования налогового потенциала, разработка современных методов прогноза, создание методик планирования поступления налогов в бюджет.

Важнейшим элементом мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему является государственное налоговое планирование. Необходимо выделить ряд элементов предшествующих составлению плана по мобилизации налогов в бюджет.

Первый элемент оценка налогового потенциала. Она характеризует налогооблагаемые ресурсы регионов. Адекватная оценка потенциала позволяет ликвидировать «несправедливые» финансово-бюджетные отношения между разными уровнями власти и решить вопросы заинтересованности местных органов власти в увеличении налогового потенциала.

Второй элемент - прогноз. Это направление, основанное на системе установления причинно-следственных связей и закономерностей выявление состояний и вероятных путей развития явлений и процессов. Прогноз в сфере налогообложения предполагает оценку показателей, характеризующих поступление налогов и сборов в будущем. Изучение трендов или «следов» сбора налогов за предыдущие периоды позволяет строить прогнозы, как на долговременный или текущий период.

Третий элемент - государственное налоговое планирование. Его основой является анализ мобилизации налоговых доходов в бюджет. Мобилизация - это приведение объекта налогообложения в активное состояние, сосредоточение сил и средств ради достижения определенной цели. Мобилизация налогов в бюджет является концентрацией сил и средств налоговых органов на сборе налогов. Основой эффективной мобилизации является информированность о потенциале налоговой системы.

Основой методов анализа налогового планирования является экономика. Экономико-статистический анализ исследует темпы мобилизации доходов и эффективность налогового контроля. В его «среде» производят сравнение установленного налоговыми администраторами задания и фактическое поступления налогов. А именно, выявляют эффективность налогового планирования. Анализ производится по территориальным единицам разного таксономического уровня, видам налогов и сборов, исследователи ведут наблюдение за динамическими структурными рядами. В более широком смысле налоговые поступления бюджетную систему должны включать формы и способы ухода от налогообложения, изучение форм налоговых преступлений и правонарушений и систематизацию их.

Анализ налогового планирования в России строится на системе информации. Информационная составляющая представлена в налоговых органах налоговой отчетностью. В месте с тем специалисты налоговых органов утверждают, что анализ отчетности не дает возможности точно оценить поступление налогов и сборов в бюджетную систему, несмотря на сотни видов налоговой отчетности. Они отмечают, что налоговая система не изолирована и на нее действуют внешние финансовые и экономические факторы. В процессе планирования активно используют показатель ВВП (валовой внутренний продукт), а регионы ВРП (валовой региональный продукт), данные об объеме промышленного производства, инфляции и многие другие факторы.

Исследование поступления налогов и сборов, как правило, начинаются с анализа общеэкономических процессов. Считается что, между ВВП и налоговой базой существует устойчивая корреляция. Влияние ВВП и экономики на мобилизацию налогов имеет постоянный временной лаг. Процессы в экономике часто опережают поступление налогов в бюджет, так как налогоплательщики уплачивают налоги по результатам фактической деятельности в соответствии законодательно закрепленными сроками уплаты налогов.

Налоговое планирование в процессе эволюции терминологии разделилась на два направления.

Первое направление - это корпоративное планирование или оптимизация налогов. Его цель минимизация налоговых платежей в бюджетную систему. Представители корпоративного планирования под налоговым планированием понимают способ выбора оптимального сочетания построения правовых форм и отношений с государством, а также возможных их интерпретаций в рамках действующего налогового законодательства.

Второе направление - это государственное налоговое планирование и его главная цель мобилизация налогов в бюджет для формирования государственных налоговых доходов.

2. Налоговое планирование и прогнозирование в РФ

Меню сайта