Контрольные процедуры

Немаловажным объектом контрольной среды являются контрольные процедуры. Эти процедуры включают политики и процедуры, которые позволяют обнаруживать, предотвращать и исправлять ошибки. Такого рода процедуры могут быть различными для различных предприятий и зависят от их размеров. При этом контрольные процедуры, созданные для крупных предприятий, не подходят для малых. Это в первую очередь связано с тем, что в небольшом предприятии руководство, как правило, в значительной степени вовлечено в его ежедневную работу, что снижает необходимость внутреннего контроля. Однако отсутствие контрольных процедур может повлечь за собой недостоверность финансовой отчетности. Контрольные процедуры необходимы для достижения конкретных целей и применяются в различных подразделениях.

Одним из направлений контроля является процесс создания контрольной процедуры. Контрольная процедура должна быть оформлена определенным образом, при этом она должна содержать:

ü Цель контрольной процедуры;

ü Информация о том, какие отделы будут пользоваться этой процедурой;

ü Определения основных понятий, использующихся в процедуре;

ü Описание самого бизнес процесса (сама процедура).

Рассмотрим две наиболее интересные контрольные процедуры, которые, как правило, являются наиболее критичными для любого предприятия:

) процедура по контролю за состоянием дебиторской задолженности необходима в основном для аналитических целей. Процедура предназначена для анализа и улучшения ликвидности предприятия, уменьшения риска возникновения безнадежных долгов, а также снижения уровня просроченной дебиторской задолженности, обеспечение своевременного притока денежных средств;

Основными рисками процесса процедуры по контролю за состоянием дебиторской задолженности являются:

ü Возникновение безнадежной дебиторской задолженности - в результате принятия решения о работе с некредитоспособным покупателем;

ü Отгрузки товара неплатежеспособным покупателям - если кредитный лимит неверно отражен в информационной системе;

ü Существенное искажение финансовой отчетности - если резерв под сомнительную задолженность создан не верно.

В контрольную процедуру по управлению дебиторской задолженностью включается расчет показателей, необходимых для выбора новых покупателей, расчет кредитного лимита, резерва по сомнительной задолженности. Все эти аналитические данные требуют принятия управленческих решений, которые должны быть отражены в контрольной процедуре.

) процедура по контролю за закупками способствует оптимизации процесса закупки товаров и услуг через информационную систему. Документооборот, используемый при закупках товаров и услуг и реализованный в информационной системе, позволяет определить потребности в товарах и услугах, а также количество, качество, сроки доставки товаров, момент оплаты товаров и услуг. Кроме того, он позволяет наладить учет возникающих претензий, связанных с этими товарами и услугами.

Контроль может быть реализован посредством предоставления различных прав доступа к информационной системе для выполнения тех или иных операций.

Основным электронным (а затем и бумажным) документом здесь является создание в информационной системе заявки на закупку. Все последующие операции, связанные с закупками, должны иметь обязательную ссылку на заявку на закупку. В результате внедрения процедуры в информационной системе реализована возможность настройки следующей взаимосвязи: договор с поставщиком - заявка на закупку - оплата закупки - получение товаров и услуг - получение документов от поставщика, подтверждающих поступление товаров и услуг.

Основными рисками процесса являются:

ü Закупки у ненадежного поставщика по завышенной цене;

ü Несанкционированные закупки, оплата несуществующих обязательств;

ü Учет счетов поставщиков, в то время как поставки фактически не были произведены.

Внедрение такой контрольной процедуры позволяет реализовать внутренний контроль по следующим направлениям:

ü Создать базу утвержденных поставщиков, для каждого поставщика определить категорию расхода, ответственного бухгалтера;

ü Оптимизировать выбор поставщиков и изменить информационные данные о поставщиках в информационной системе;

ü Увеличить ответственность менеджеров за закупки товаров и услуг, своевременное предоставление документов в бухгалтерию;

ü Обеспечить контроль за наличием договоров с поставщиками;

ü Обеспечить контроль за процессом осуществления платежей, включая предоплаты;

ü Получать аналитическую информацию обо всех предоплатах и состоянии кредиторской задолженности;

ü Анализировать все операции с конкретными поставщиками (платежи, цены, претензии);

ü Осуществлять всех возникших в периоде затрат.

Для контрольных процедур большое значение имеет наличие первичных документов - как бумажных, та и электронных, так как на основании этих документов формируется отчетность. Все имеющиеся бумажные документы должны быть отражены в информационной системе. Поэтому при создании контрольных процедур необходимо обеспечить своевременный ввод данных в информационную систему. [4,c.67]

Перейти на страницу: 1 2

Меню сайта