Основные функции участников финансирования образования

Как известно, учреждение - это некоммерческая организация, финансируемая собственником полностью или частично. Целью финансирования является обеспечение финансовыми ресурсами деятельности учреждения. По аналогии с управлением, можно сказать, что деятельность по обеспечению достижения этой цели должна осуществляться обособленными структурами, выполняющими определенные функции и решающими определенные задачи.

Воспользовавшись определением финансирования и сметного финансирования, можно определить задачи, которые необходимо решать для обеспечения финансирования. К ним можно отнести:

· определение целей, на которые должны направляться бюджетные средства;

· планирование расходов бюджетов на образование;

· обеспечение контроля за направлением средств на определенные цели;

· обеспечение правильного расходования средств;

· обеспечение эффективного расходного средств.

Перечисленные задачи разделяются на 4 основные группы:

1. целеполагание;

2. планирование;

. расходование средств в соответствии с целями и планом;

. контроль за расходованием средств.

Поскольку основным источником финансирования образования является бюджет (государственный и муниципальный), то и финансирование образования определяется следующими факторами:

· системой государственных и иных органов, участвующих в процессе финансирования образования;

· процедурой разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах, проектов расходной части бюджетов для финансирования образования;

· процедурой (порядком) финансирования образования из бюджета.

В процессе финансирования на федеральном уровне участвуют следующие органы:

· Президент Российской Федерации (высшее должностное лицо);

· Федеральное Собрание Российской Федерации (законодательная власть);

· Правительство Российской Федерации (исполнительная власть);

· Министерство финансов Российской Федерации;

· Федеральные министерства и ведомства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, финансируемые из федерального бюджета;

· Федеральное казначейство, Государственный банк;

· Образовательные учреждения федерального ведения (бюджетополучатели).

На уровне субъектов Российской Федерации:

· Президент, Глава Администрации (высшее должностное лицо);

· Законодательные органов субъектов Российской Федерации (законодатель);

· правительства субъектов федерации;

· министерства и ведомства субъектов федерации (обычно это министерства, управления, комитеты по образованию, по науке и образованию и т.д.);

· казначейства, банки;

· образовательные учреждения ведения субъектов федерации (бюджетополучатели).

На муниципальном уровне:

· законодатели муниципального уровня;

· финансовые отделы;

· комитеты образования;

· казначейства, банки, отделения банков;

· муниципальные образовательные учреждения (бюджетополучатели).

Как видно из перечисленного, «наборы» участников финансирования на всех уровнях бюджетов похожи.

Функции, реализуемые участниками процесса финансирования образования, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Основные функции участников процесса финансирования образования

Участник

Разработка проекта бюджета

Исполнение бюджета

Высшее должностное лицо

Определение основных целей и задач бюджета (Бюджетное послание)

Подписание закона о бюджете (утверждение бюджета)

Законодатель

Рассмотрение проекта бюджета

Принятие бюджета

Правительство (испол-нительная власть)

Указание на разработку проекта бюджета, рассмо-трение проекта бюджета и представление его на утверждение законодателю

Принятие решения (поста-новления) о порядке исполнения бюджета на соответствующий год

Орган, исполняющий бюджет

- прогнозирование и состав-ление бюджета; - организация работы по разработке проекта бюджета; - формирование проекта бюджета и представление его в правительство (исполни-тельной власти)

- организация исполнения и контроль за исполнением бюджета; подготовка отчетов об исполнении бюджета; - обеспечение прямого финан-сирования образовательных учреждений (соответствующего уровня ведения); - сообщение органам управ-ления образованием лимитов бюджетных обязательств; - осуществление бюджетного финансирования расходов образовательных учреждений в соответствии с реестрами министерств через системы казначейства; - контроль целевого характера использования бюджетных средств.

Орган управления образованием

Организация и проведение работы по составлению проектов бюджета в отраслях

- составление и направление реестров в систему казначейства для осуществления бюджетных расходов; - составление и утверждение смет для подведомственных учебных заведений.

Казначейская система

Расходование бюджетных средств

Образовательные учре-ждения (бюджето-получатели)

Разработка предложений к проекту бюджета

- расходование бюджетных средств; - представление в казначейскую систему документов, подт-верждающих правомерность и обоснованность расходования бюджетных средств.

Перейти на страницу: 1 2

Меню сайта