Деньги как мера стоимости

Деньги в функции меры стоимости позволяют выразить стоимость товаров в терминах, известных каждому участнику товарообмена, - в национальных или интернациональных денежных единицах. В функции меры стоимости деньги измеряют стоимость, или общественную ценность товаров, а цены товаров получают свое денежное выражение. Существует два основных подхода к выполнению деньгами функции меры стоимости.

Согласно первому подходу, сами деньги имеют внутреннюю стоимость и поэтому представляют ценность, стоимость других товаров. Второй подход основан на том, что внутренней стоимости у денег нет, они выступают как некий общий знаменатель, с помощью которого выражается соотношение цен различных товаров. Современные деньги не измеряют, а соизмеряют стоимость отдельных товаров и услуг, позволяя тем самым сориентироваться для принятия решений. Внутренней стоимостью обладают лишь товары, а деньги позволяют сравнивать, соизмерять их внутреннюю стоимость (сахарный песок дороже в 3 раза буханки хлеба). Данный подход является в настоящее время распространенным. Счетные деньги - атрибут достаточно устойчивых товарных отношений, когда производство для рынка и обмен становятся регулярными. С функцией меры стоимости связано свойство денег служить масштабом цен. Например, цена хлеба и цена сахарного песка могут быть выражены в более дорогих (0,6 р. за одну буханку и 1,8 р. за 1 кг сахарного песка) или более дешевых (600 р. за одну буханку и 1800 р. за 1 кг сахарного песка) единицах измерения. Однако соотношение между ценами этих товаров остается неизменным. Масштаб цен не является заданной величиной, его постепенное изменение возможно в процессе инфляции, мгновенное изменение при проведении денежных реформ, девальвации и деноминации. Постепенное изменение масштаба цен происходит при любом типе инфляции, но наиболее резко это проявляется при несбалансированной инфляции. При сбалансированной инфляции цены разных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными. А при несбалансированной инфляции цены разных товаров постоянно меняются по отношению друг к другу, причем в неодинаковых пропорциях. Мгновенное изменение масштаба цен связано прежде всего с проведением деноминации - государственного мероприятия по изменению масштаба цен в сторону укрупнения нарицательной стоимости денежных знаков и обмену старых денег на новые с пересмотром цен и тарифов. Деньги в данной функции используются для контроля за мерой труда и потребления через сопоставление плановых и фактических затрат труда (живого и овеществленного), финансовой и хозяйственной деятельностью организаций независимо от формы собственности. Во всех случаях, когда учитываются затраты труда, составляются, планируются стоимостные показатели, деньги выполняют функцию меры стоимости. Особенность выполнения деньгами рассматриваемой функции состоит в том, что деньги используются идеально. Формирование цен товаров происходит вследствие их приравнивания друг к другу в ходе развития обмена. Два условия обеспечивают возможность выполнения деньгами функции меры стоимости:

) процесс ценообразования должен носить рыночный характер;

) сами деньги должны быть достаточно устойчивыми.

Меню сайта