Показатели и методы оценки финансовых результатов деятельности предприятия

Важной составной частью механизма управления прибылью предприятия являются системы и методы ее анализа. В целом анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования с целью выявления резервов дальнейшего повышения эффективности управления ею в организации.

Под методом финансового анализа, в т.ч. и анализа финансовых результатов, понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

На практике существуют следующие основные методы анализа финансовой отчётности: горизонтальный анализ; вертикальный анализ, трендовый анализ; метод финансовых коэффициентов; сравнительный анализ; факторный анализ.

Горизонтальный (временный) анализ представляет собой сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ - это определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.

Трендовый анализ - это сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный анализ деятельности предприятии.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) предполагает расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.

Сравнительный анализ - это внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т. п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ - анализ влияния и отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приёмов исследования. Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т. е. синтез - соединение отдельных элементов в общий результативный показатель.

В круг аналитических разработок значительно позже вошли многие математические методы финансового анализа - корреляционный анализ, регрессивный анализ, и др.

В анализе финансовых результатов используются следующие показатели прибыли:

– прибыль от продажи продукции (работ, услуг);

– прибыль от прочей продажи;

– прибыль до н6алогообложения;

– чистая прибыль.

В процессе анализа определяется состав прибыли, ее структура, динамика и выполнение плана за анализируемый период. При изучении динамики и выполнения плана показателей прибыли применяют метод сравнения: сравнение показателей отчетного периода с предшествующим и сравнение фактических показателей отчетного периода с плановыми.

На изменение показателей прибыли влияют различные факторы. К факторам первого порядка относятся изменения:

1) прибыли от продажи продукции (товаров, работ, услуг);

2) прибыли от прочей продажи;

3) внереализационных финансовых результатов.

В свою очередь, прибыль от продажи продукции (товаров, работ, услуг) зависит от следующих факторов:

1) объема проданной продукции;

2) полной себестоимости проданной продукции;

3) цен на реализованную продукцию.

Эти факторы относятся к факторам второго порядка показателей прибыли.

В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций.

Анализ формирования чистой прибыли включает исследование изменений каждого показателя формирования конечного финансового результата деятельности предприятия за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ), исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ).

Результаты анализа финансовых результатов служат для выработки мероприятий, направленных на максимизацию прибыли предприятия.

Наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.

Отчетность о финансовых результатах содержит важнейшие показатели эффективной хозяйственной деятельности предприятия. Эти данные наряду с балансом организации составляют основную информацию, необходимую организациям, взаимодействующим с организацией, акционерам, дебитором и кредиторам, банком, налоговым органам. Поэтому в составе квартальной и годовой бухгалтерской отчетности организации представляют отчет о прибылях и убытках за соответствующий период, форму №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Перейти на страницу: 1 2

Меню сайта