Краткая характеристика ОАО «Авиакомпания Бурятские авиалинии»

Данные таблицы 1.2. свидетельствуют о том, что, несмотря на тяжелое положение, сложившееся в отрасли, по итогам 2008 года доходы авиакомпании выросли по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 25,2%, что в абсолютном выражении составляет 44992,7 тыс. руб. Наибольший удельный вес в доходах занимают пассажирские перевозки (выручка по которым за год увеличилась почти на 30% или на 21493,2 тыс. руб.) и ПАНХ (выручка возросла на 19908,5 тыс. руб. или на 30,8%).

Расходы предприятия возросли почти на 22% в 2008 году по сравнению с 2007 годом, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.2.2. Велики эксплуатационные расходы авиакомпании на местных воздушных линиях, из которых 24,6% составляют расходы на ГСМ, 14,2% - затраты на техническое обслуживание и ремонт ВС (воздушных судов), 19,1% - аэропортовое обслуживание, 18,1% - оплата труда, 5,5% - отчисления на социальное страхование. Выплата налогов также занимает немалую долю в расходах предприятия.

Что же касается наиболее часто обсуждаемой сегодня проблемы авиационной отрасли - высоких цен на авиакеросин, хочется заметить, что, несмотря на значительное снижение цены за баррель нефти более чем на 50%, цена на керосин снизилась в среднем лишь на 15%. Факторами, усугубляющими ситуацию, являются неэкономичность эксплуатируемых самолетов (и как следствие этого еще более высокие топливные издержки в пересчете на рейс, пассажиро-место или тонну перевезенных грузов) и практическая невозможность введения сколько-нибудь значимой «топливной надбавки» на внутренних рейсах ввиду низкой платежеспособности основной массы населения и угрозы социального взрыва.

Кризис неплатежей, охвативший все отрасли экономики России, привел к образованию у авиакомпании кредиторской задолженности (включая краткосрочные займы и кредиты), равной 27,43% от ее доходов. Дебиторская же задолженность составляет в среднем 21,86% от доходов предприятия. Что касается динамики упомянутых задолженностей, то можно отметить следующее: за 12 месяцев 2008 года дебиторская задолженность авиапредприятия выросла на 120,4% (с 22,150 млн. руб. на 01.01.2008 г. до 48,822 млн. руб. на 01.01.2009 г.); кредиторская задолженность, включая краткосрочные займы и кредиты, за этот же период снизилась на 26,56% (с 83,435млн. руб. до 61,278 млн. руб., соответственно). На 01.01.2009 г. кредиторская задолженность превышает дебиторскую задолженность более чем в 1,25 раза.

Периодически возникает проблема с платежеспособностью авиакомпании. Фактический коэффициент текущей ликвидности составляет 0,99 (≈1) при нормативном значении 2.

На рассматриваемом предприятии существует и такая проблема, как нехватка молодых квалифицированных кадров. Это связано не только с общероссийской тенденцией «кадрового голода» на летный и технический персонал для гражданской авиации, но и с таким внутренним фактором, как низкая оплата труда.

Отсутствует централизованная система бронирования и продажи авиабилетов, в рамках которой авиакомпания могла бы предлагать свои услуги. Продажа авиабилетов осуществляется по большей части на примитивном уровне. Компания вынуждена опираться на сохранившиеся от прежних времен агентства по продаже билетов, опаздывая с созданием собственной системы продажи авиаперевозок.

Для многих руководителей старшего звена, привыкших к работе в рамках авиакомпаний в условиях централизованной экономики, вопросы стратегического планирования, маркетинга, финансового управления, руководства наличностью и бюджетирования капитальных затрат являются новыми, ранее неизвестными аспектами их ежедневной деятельности. Полезно было бы приобрести также некоторый опыт в области контроля за бронированием и управления ресурсом мест. Уровень технического образования и практических знаний высок, но имеется фундаментальная потребность в быстром развитии навыков управления в условиях рынка.[33, стр. 24]

Для длительного существования авиакомпании необходимо эффективное управление предприятием, удовлетворяющее многочисленным требованиям.

Факторами успеха на рынке воздушного транспорта являются:[33, стр.19]

концентрация усилий на прибыльной деятельности и традиционных источниках доходов;

вступление в стратегические союзы и кооперирование с другими

перевозчиками;

- улучшение систем компьютерного управления бронированием мест с целью повышения доходности, так называемая «Yield-Management-Systems»;

создание высокоразвитых систем и каналов сбыта;

инновационный менеджмент и маркетинг;

повышенное внимание к потребностям клиентов;

заинтересованный персонал;

благоприятный «имидж» авиакомпании.

. Оценка финансового состояния ОАО «Авиакомпания Бурятские авиалинии»

Перейти на страницу: 1 2 3 

Меню сайта