Финансовая система ПМР: ретроспективный анализ, современное состояние, перспективы оптимизации

Бюджетная система республики включает республиканский и местные бюджеты, целевые бюджетные фонды (государственного резерва, таможенных органов, дорожный, охраны материнства и детства, социального развития, экологический, экономического развития) и целевые внебюджетные фонды (пенсионный, обязательного социального страхования, содействия занятости).

Закон «О бюджетной системе» определяет бюджетный процесс - деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, процедуру предоставления отчетов об исполнении бюджетов. Он также определяет сущность, механизм утверждения и реализации государственных целевых программ.

В 2002 г. принят Закон «О бюджетной классификации», включающий классификацию доходов бюджетов Приднестровской Молдавской Республики, функциональную, экономическую и организационную классификацию расходов, классификацию источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов, классификацию видов государственных внутренних и внешних долгов. Бюджетная классификация Приднестровской Молдавской Республики является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированного бюджета.

В 2005 г. был принят Закон «О финансовой прозрачности», направленный на:

а) формирование полной и достоверной информации об участии организаций, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности в формировании бюджетов и внебюджетных фондов Приднестровской Молдавской Республики;

б) публичности бюджетных процессов;

в) открытости информации о расходах государства на содержание органов государственной власти и управления;

г) доступности финансовой информации юридических лиц для внешних пользователей.

Ежегодно Кабинетом Министров представляется проект, а Верховным Советом утверждается Закон «О Республиканском бюджете» на последующий год.

Источниками доходной части бюджетов являются налоги, пошлины, сборы, которые регулируются Законом «Об основах налоговой системы» и специальными законами («О налоге на доходы организаций», «О подоходном налоге с физических лиц», «О едином социальном налоге» и т. п.).

Принципы и механизмы налоговой и бюджетной политики утверждаются в «Концепции налоговой и бюджетной политики», утверждаемой в ПМР на три года. В настоящее время действует концепция на 2009-2011 гг., и находится в стадии рассмотрения «Концепция налоговой и бюджетной политики на 2012-2014 гг.».

Современное состояние бюджета. Анализ динамики показателей консолидированного бюджета свидетельствует об устойчивом его дефиците в долгосрочном периоде. При этом в последние годы прослеживается тенденция увеличения как абсолютных, так и относительных показателей дефицита (табл. 1).

приднестровский рубль финансовой система

Таблица 1 Динамика основных показателей государственного (консолидированного) бюджета

Показатель

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Доходы, млн. долл.

110,8

153,2

221,6

162,7

187,2

159,2

219,5

Расходы, млн. долл.

113,8

166,1

223,0

209,6

227,1

369,8

351,8

Расходы к ВВП, %

27,3

32,1

38,1

25,9

23,7

38,5

35,4

Дефицит, млн. долл.

-3,0

-12,9

-1,4

-46,9

-39,9

-210,6

-132,3

Дефицит к доходам, %

2,71

8,42

0,63

28,83

21,31

132,3

60,5

Дефицит к расходам, %

2,64

7,77

0,63

22,38

17,57

56,9

37,6

Дефицит к ВВП, %

0,72

2,49

0,24

5,80

4,16

21,9

13,3

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Меню сайта