Информационная база для анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности
В соответствии со статьей № 13 III главы Федерального закона «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ» от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ[2], редакция федерального закона от 28.09.2010 N 243-ФЗ:все организации должны составлять на основе данных синтетического и аналитического учёта бухгалтерскую отчётность.
«Бухгалтерская отчётность организаций (исключение бюджетные организации) должна состоит из:
· бухгалтерского баланса (форма 1);
· отчёта о прибылях и убытках (форма 2);
· приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
· аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчётности, если она в соответствии и Федеральным законом подлежит обязательному аудиту[3];
· пояснительной записки».
В этом же Законе отмечено, что пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчётности должна содержать важнейшую информацию об организации, её финансовом положении, сопоставимости данных за отчётный период и предшествующий ему году.
В Приказах Минфина России от 6.10.2008г. №106н[4], в редакции от08.11.2010г. №144н и от 06.07.99 №43н, в редакции Приказа Минфина РФ от 08.11.2010№142н[5] рассказывается о применении национальных стандартов «О бухгалтерском учете»:
ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»;
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».
Бухгалтерский баланс (форма 1) - это главная форма бухгалтерской отчётности, группирует активы и пассивы организации в денежном выражении, характеризующий имущественное и финансовое состояние экономического субъекта на отчётную дату[29].
Активы - это часть бухгалтерского баланса, которая отражает состав и стоимость имущества организации на определённую дату (совокупность имущества предприятия)[30].
Пассивы-совокупность всех обязательств (источников формирования средств) предприятия [13.C.8].
Капитал - совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства.
Виды бухгалтерских балансов зависит от стадии развития субъекта и целевого назначения. Существует несколько видов бухгалтерского баланса:
· вступительный или начальный-это баланс, который составляется после проведения инвентаризации и оценки имущества всего предприятия;
· текущий - это баланс, который составляется периодически в течение всего времени деятельности организации. Текущий баланс бывает трех видов:
начальный (входящий) - это баланс, который составляется на начало отчетного периода;
заключительный (исходящий) - это анализ, который составляется на конец отчетного периода;
промежуточный баланс - это баланс, составляющийся за период между началом и концом отчетного периода;
· ликвидационный- это баланс, который характеризует имущественное состояние предприятия на дату прекращения его деятельности за отчетный период;
· разделительный - это баланс, который составляется при разделении крупной организации на некоторое число более мелких структурных подразделений или в процессе передачи одного, или нескольких структурных подразделений данной организации другой организации;
· объединительный- это баланс, который составляется в процессе объединении нескольких организаций в одну крупную организацию или в процессе присоединении одной или нескольких структурных подразделений к данной организации.
«Отчет о прибылях и убытках (форма №2) - форма бухгалтерской отчетности, которая характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период и содержит данные о доходах, расходах и финансовых результатах в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты» [31].
Типовая форма отчета о прибылях и убытках утверждена Приказом Минфина РФ от 13.01.2000г. №4н, в редакции Приказа Минфина РФ от 04.12.2002 N 122н.
При составлении Отчета о прибылях и убытках (форма №2) организации следует руководствоваться основными принципами, закрепленными в ПБУ 9/99, в ред. Приказов Минфина РФ от 27.11.2006 N 156н[6] и ПБУ 10/99,в редакции Приказа Минфина РФ от 27.11.2006 N156н[7];введенными в действие с 1 января 2000г., которые нормативно регламентируют вопросы формирования для целей бухгалтерского учета двух понятий: "доходы организации" и "расходы организации".
К таким принципам в первую очередь следует отнести:
- соблюдение критериев признания доходов и расходов, закрепленных в п. 12 ПБУ 9/99и п. 16 ПБУ 10/99;