Проблемы развития функций денег в России
Эмиссия и денежное регулирование.
Выпуск денег в обращение происходит постоянно. При нормально развивающейся экономике денежная масса растёт и сохраняется равновесие между наличностью и безналичными деньгами.
Нарушить это равновесие могут различные государственные программы, для которых необходим выпуск наличности. Если объём таких программ вместе с обязательными расходами на здравоохранение, государственную безопасность и прочее не создаёт дефицита государственного бюджета, равновесие сохраняется. Государственный бюджет пополняется сбором налогов.
Инвестиционная деятельность банков также может нарушить денежное равновесие. К увеличению денежной массы в обращении приведёт чрезмерно большое количество выданных кредитов, и даже если все они будут возвращены, возможно, возникновение инфляционных ожиданий и повышение цен. Таким образом, происходит естественный процесс инфляции - спутник нормально развивающейся экономики.
При успешном развитии экономики темпы инфляции ниже, чем темпы увеличения денежной массы, что и является ростом благосостояния общества.
Покупка банками наличной иностранной валюты также является эмиссией денег с той лишь разницей, что, выпуская в обращение национальную валюту, банки приобретают взамен не долговые обязательства, а активы. В любом случае, при покупке любых ценных бумаг другого государства (в т.ч. денег) внешняя задолженность уменьшается, а при продаже - увеличивается.
Важным моментом является отток или приток капиталов. Его следует рассматривать как изъятие или прибавку части благосостояния населения (национального богатства).
Заключение
Мы проанализировали концепцию (понятие) денег, описанную в работах западных экономистов, трудах российских ученых-экономистов, дали определение понятию денег, выделили их виды, сущность и основные функции.
Подводя итог, можно отметить: деньги - это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Они значительно упрощают обращение товаров и услуг между производителями и покупателями. То есть деньги - это историческая категория, присущая товарному производству. Наиболее точно раскрываются сущность и роль денег через выполняемые ими функции. Существует несколько экономических школ, выделяющих разные денежные функции. С одной стороны, западная экономическая мысль не имеет единой денежной теории и даже расходится в количестве существующих денежных функций. С другой стороны, отечественная наука слишком долго была чрезмерно увлечена теорией Маркса и слишком поспешно и безоговорочно ее отвергла, чтобы создать что-то принципиально отличное от "запада". В итоге, экономисты сходятся на том, что функции меры стоимости, средства обращения и средства платежа объективно присущи деньгам. Также в число специфических денежных функций часто включают функции денег как единицы счета, средства накопления, а также информационную функцию. Величайший экономист, К. Маркс, подробно исследовавший деньги, также выделял функции сокровищ и мировых денег. Однако с отказом от золота в качестве денежного материала и отказом и переходом к системе плавающих валютных курсов стало очевидным, что эти две функции присущи не деньгам вообще, а лишь их золотой форме.
Деньги как мера стоимости. В деньгах как всеобщем эквиваленте измеряется стоимость каждого товара или услуги. Это, однако, не означает, что именно деньги делают товары соизмеримыми. Все производимые товары и оказываемые услуги имеют отношение друг к другу, но их стоимость определяется количеством и качеством затраченного на них необходимого труда. Деньги только обозначают данную меру стоимости каждого товара и каждой услуги. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Благодаря этому деньги делают товары и услуги соизмеримыми и с этой точки зрения являются измерителями товаров и услуг. Для того чтобы измерять стоимость товаров и проставлять на нем цену, а также чтобы сравнивать цены различных товаров, необходимо выражать их в одинаковых единицах. В каждой стране такой единицей является определенный денежный знак с общепринятым наименованием (рубль, доллар, евро), служащий для измерения цен всех товаров.