Стабилизация финансового состояния ОАО Авиакомпания Бурятские авиалинии

Предприятия отечественной гражданской авиации находятся в настоящее время в тяжелейшем состоянии, на что в полной мере оказал влияние произошедший в 90-х годах экономический кризис в стране. Распад СССР, начавшаяся перестройка экономики и переход к рыночным отношениям, акционирование и приватизация, изменения в системе управления экономикой - все это неблагоприятно отразилось на положении авиапредприятий. Нельзя не упомянуть также про разразившийся в конце 2008 года Мировой финансовый кризис, который пошатнул и без того нестабильную экономическую ситуацию в стране и, как следствие, во всех отраслях экономики.

Серьезным симптомом кризиса российской гражданской авиации является неуклонное моральное и физическое старение парка воздушных судов. Речь идет о технике советского производства, срок эксплуатационной годности которой в большинстве случаев давно истек. Работы по централизованному, с участием государства, продлению ее эксплуатационного ресурса в необходимом объеме не производились, эксплуатационные сертификаты истекли и не возобновлялись. Широко применяется практика индивидуального продления ресурсов по каждому воздушному судну в отдельности за счет эксплуатантов авиационной техники. И как логическое завершение все это находит свое отражение в увеличении себестоимости услуг. Прямым следствием этого является снижение рентабельности и безопасности полетов, а в конечном итоге - потеря рынка.

Региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры ограничивает создание единого экономического пространства страны и сдерживает освоение ресурсов регионов. Наиболее существенны различия между европейской частью России и регионами Сибири и Дальнего востока. В 14 регионах, где авиация является основным или единственным круглогодичным видом транспорта, из-за недофинансирования происходит сокращение аэродромной сети.

Нынешнее состояние дел в гражданской авиации не позволяет в полной мере использовать ее конкурентные преимущества для увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок. Недостаточные государственные капитальные вложения в аэродромную инфраструктуру привели к трехкратному сокращению количества аэропортов в РФ по сравнению с 1992 годом. Это стало причиной катастрофического уменьшения внутрирегиональных и местных авиаперевозок.

Рост объемов пассажирских авиаперевозок ограничивает и высокая стоимость авиационных услуг, что, прежде всего, обусловлено применением устаревшей авиационной техники, у которой расход топлива вдвое выше, чем у современных российских и зарубежных аналогов, и неразвитостью аэродромной инфраструктуры.

Таким образом, исследование экономических проблем авиационной отрасли в настоящее время является необходимым и своевременным, особенно это касается вопросов анализа финансового состояния организаций воздушного транспорта, как основного идентификатора эффективности их работы.

На современном этапе развития нашей экономики вопрос анализа финансового состояния предприятия является весьма актуальным. От финансового состояния во многом зависит успех деятельности организации. Поэтому анализу финансового состояния необходимо уделять особое внимание.

В современных экономических условиях деятельность предприятия является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Чтобы обеспечить устойчивость и стабильность деятельности предприятия, его руководству, финансовым менеджерам и другим заинтересованным участникам необходимо реально оценивать финансовое состояние хозяйствующего субъекта.

Таким образом, анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы - с целью изучения эффективности использования ресурсов; банки - для оценки условий кредитования и определения степени риска; поставщики - для своевременного получения платежей; налоговые инспекции - для выполнения плана поступления средств в бюджет и так далее.

Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования, целесообразным их размещением и эффективным использованием, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и кредитоспособностью, финансовой устойчивостью.

Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, характеризует соблюдение экономических интересов самого предприятия или его партнеров по финансовым и другим хозяйственным отношениям.

Чтобы развиваться в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства, нужно знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую - заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как платежеспособность, финансовая устойчивость, деловая активность, рентабельность и другие.

Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести работу по его улучшению, дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия.

Целью представленной дипломной работы является определение путей и мер стабилизации финансового состояния ОАО «Авиакомпания Бурятские авиалинии» на основе характеристики важнейших проблем в деятельности современных организаций воздушного транспорта, выявления особенностей анализа финансового состояния авиационных предприятий.

Для достижения заданной цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Сформулировать основные проблемы развития авиапредприятий в современных условиях с приведением различных точек зрения специалистов в этой области.

2. Дать краткую характеристику деятельности ОАО «Авиакомпания Бурятские авиалинии» с описанием присущих ей специфических проблем.

. Оценить имущественное состояние предприятия на основе структурного анализа активов.

. Проанализировать финансовую устойчивость на основе абсолютных и относительных показателей, оценить изменение ее уровня.

. Оценить платежеспособность на основе показателей ликвидности баланса.

. Оценить и проанализировать результативность финансово-хозяйственной деятельности на основе анализа финансовых результатов, рентабельности и деловой активности.

. Оценить возможность возникновения банкротства у авиакомпании.

. Сформулировать основные направления стабилизации работы предприятия.

Специфика отрасли и проблемы, присущие ей в современных условиях, отражены в монографиях специалистов в этой области, а также статьях отраслевых журналов и газет: «Воздушный транспорт», «Транспорт России» и другие.

. Проблемы и особенности развития гражданской авиации в современных условиях


Меню сайта