Оценка кредитоспособности покупателя как элемент кредитного менеджмента

ЭРА - экономическая рентабельность активов;

СРСП - средняя расчетная ставка процента.

-я - плечо рычага, характеризует силу воздействия финансового рычага. Это соотношение между заемными средствами (ЗЗ) и собственными средствами ( СС ).

Соединением обеих составляющих получается уровень эффекта финансового рычага (ЭФР ) равный:

ЭФР = 2/3 (ЭРА-СРСП) х ЗС: СС.

Например, при ЭРА равной 20 %, СРСП равной 15 %, ЗС, равными 500 и СС равными 500 имеем:

ЭФР = 2/3 (20% - 15%) х 500: 500= 3,3 %.

При помощи эффекта финансового рычага предприятие может анализировать кредитоспособность покупателя и определять безопасный объем товарного кредитования с учетом фактора риска. Общий принцип состоит в том, что при наращивании заемных средств у покупателя увеличивается процентная ставка по ссудам банков, следовательно у заемщика удорожается обслуживание долга и растет СРСП, что сокращает дифференциал. Например, при увеличении заемщиком плеча рычага до 3-х (с 500:500 до 1500:500) СРСП поднимется, допустим, до 18 %, а ЭФР составит:

ЭФР = 2/3 (20%-18%) х 1500:500= 4 %

Однако за счет снижения дифференциала растет риск. Заемщику выгодно увеличивать плечо, привлекая все новые и новые кредиты, новые заимствования увеличивают для него уровень эффекта финансового рычага. При этом банки, компенсируют увеличение риска повышением стоимости кредита, а чем больше процент по кредиту, установленный банком, тем меньше величина дифференциала у заемщика и тем больше риск. Кроме того, если дифференциал у заемщика станет меньше нуля, например при увеличении процентной ставки до 22 %, то эффект финансового рычага пойдет ему во вред. Например, при плече 9 и СРСП - 22 % ЭФР составит:

ЭФР = 2/3 (20 %- 22 %) х 9 = -12%.

Отрицательный эффект финансового рычага для заемщика означает вычет из рентабельности его собственных средств. А в этом случае возникает вопрос - а сможет ли заемщик вообще вернуть кредит и погасить свою задолженность предприятию, предоставившему ему товарный кредит.

Закономерный вывод, который должно сделать предприятие при анализе кредитоспособности заемщика с применением принципа финансового рычага состоит в том, чтобы в результате предоставления товарного кредита не допускать сокращения дифференциала, хотя бы и в том случае если получатель этого кредита стремится увеличить любой ценой плечо рычага во имя увеличения эффекта финансового рычага. Такой подход является совершенно новым для практики управления дебиторской задолженностью и требует по сути прогнозирования результатов финансово-хозяйственной деятельности заемщика и оценки задолженности с точки зрения финансового, кредитного риска. Общий принцип здесь следующий - чем больше сила воздействия финансового рычага, тем больше кредитный риск, риск непогашения дебиторской задолженности для предприятия, предоставляющего товарный кредит и наоборот.

Представляется, что современный подход к оценке кредитоспособности предприятий-покупателей заключается в том, чтобы опираясь на традиционную методику, задействовать весь арсенал инструментов финансового анализа, рассмотренных выше. Конкретно это может выглядеть следующим образом.

На первом этапе анализа, после поступления заявки покупателя на приобретение продукции с отсрочкой платежа предприятие проводит предварительную оценку с использованием системы коэффициентов абсолютной, промежуточной и полной ликвидности и чистого оборотного капитала. Далее рассчитываются коэффициенты деловой активности, рентабельности и структуры капитала. Первоначально полученные на основе расчетов данные далее используются как основа для решения по предоставлению краткосрочного товарного кредита. Одновременно рассчитываются прогнозные данные путем экстраполяции показателей бухгалтерского баланса предприятия.

На втором этапе анализа оценивается возможность банкротства предприятия на близкую и более отдаленную перспективы с помощью Z-индекса Альтмана. Даются рекомендации о долгосрочном товарном кредитовании.

На третьем этапе задействуется модель Дюпона, рентабельность собственного капитала анализируется путем факторного разложения на показатели коммерческой маржи, коэффициента трансформации и финансового левереджа. На этом этапе проводится предварительная оценка рисков предоставления товарного кредита для предприятия. Прогнозируется изменение рентабельности собственного капитала покупателя, на случай если ему будет предоставлен кредит и изменение финансового левереджа.

На четвертом этапе внимание сосредотачивается на фиксировании кредитного риска для предприятия в случае, если отгрузка продукции состоится. Расчеты проводятся с помощью финансового рычага, анализируется как статические значения показателей, так и динамические.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Меню сайта