Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним из основных документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Основные направления налоговой политики на трехлетний период позволяют определить для всех участников налоговых отношений среднесрочные ориентиры в налоговой сфере, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.

В трехлетней перспективе 2010-2012 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени.

В условиях, когда уровень и устойчивость доходной базы бюджета все в возрастающей степени будут определяться ненефтегазовыми доходами, большое значение имеет вовлечение резервов пополнения доходной части бюджета, связанных с устранением недостатков в законодательстве, регулирующем исчисление и уплату налогов и других платежей в бюджет, и в администрировании этих доходов.

Планируется более трети ненефтегазовых доходов федерального бюджета получить за счет налога на добавленную стоимость на товары, работы и услуги, реализуемые на территории Российской Федерации. Однако имеются реальные риски неисполнения проектировок по этому налогу.

В Послании Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008-2010 годах» отмечено, что за прошедшие со времени введения данного налога 15 лет так и не удалось сформировать эффективную и исключающую возможность значительных злоупотреблений систему его администрирования.

Сложилась ярко выраженная тенденция относительного спада поступления в федеральный бюджет внутреннего налога на добавленную стоимость.

Более 90% начисленного налога уходит в вычеты по внутренним оборотам и в возмещение налога экспортерам. Зачастую суммы возмещения налога экспортерам не обеспечиваются перечислением налога в бюджет поставщиками материальных ресурсов, используемых при производстве экспортной продукции, и значительные средства изымаются из федерального бюджета неправомерно. Все это свидетельствует о наличии существенных недостатков в администрировании налога, о махинациях с его уплатой. Незаконное возмещение налога на добавленную стоимость во многих случаях осуществляется с использованием фирм-однодневок, чему способствуют недостатки существующей системы государственной регистрации налогоплательщиков. По существу налог теряет свое значение. В настоящее время рассматриваются вопросы установления единой пониженной ставки НДС и последующей его замены налогом с продаж. Однако пока НДС существует и нет однозначного мнения о его будущей перспективе, необходимо продолжать работу по повышению эффективности его администрирования.

Существенные финансовые резервы имеются в области государственного регулирования рынка алкогольной продукции, и при перспективном планировании это необходимо учитывать. По информации Федеральной службы государственной статистики, доля теневого сектора в объеме розничной продажи крепкоградусных напитков хотя и снизилась, но составляет не менее 25%. Если исходить из того, что в прошедшем году в бюджетную систему поступило только акцизов на эти напитки на сумму 66,4 млрд. рублей, потери бюджетов можно оценить в десятки миллиардов рублей. Федеральная налоговая служба, на которую возложено лицензирование производства и оборота алкогольной продукции, осуществление контроля за поступлением акцизов и легальностью оборота алкогольной продукции, пытается решить проблему с помощью технических средств. Однако работа по созданию Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не завершена. Поэтому планируя налоговые поступления с оборота на рынке алкогольной продукции необходимо разработать и законодательную базу, регулирующую данный оборот. Необходимо комплексное рассмотрение проблемы совершенствования законодательства, регулирующего функционирование алкогольного рынка и налогообложение в этой сфере деятельности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Меню сайта