Оценка налоговых последствий лизинговых операций

Чем объясняется отрицательный эффект лизинга для государства? Если эффективность лизинга основывается только на особенности налоговых условий его проведения, то взаимная выгода участников лизинга происходит исключительно за счет государства. Экономически эффективный лизинг с точки зрения государства сопровождается побочным эффектом перераспределения налоговых льгот. Издержки перелива в лизинге возникают у государства, когда предоставленные им налоговые льготы производственному сектору экономики перемещаются к лизингодателю, который не является непосредственным производителем продукции. Таким образом, проводимая государством фискальная политика в отношении лизинга оказывает непосредственное влияние не только на производственную, но и на финансовую сферу экономики. Возникает вопрос о направленности государственных мер в отношении лизинга.

Налог на добавленную стоимость

Порядок применения налоговых вычетов НДС регулируется ст. 171 и 172 НК РФ.

При приобретении предмета лизинга у продавца лизингового имущества лизингодатель имеет право на налоговый вычет НДС при выполнении следующих условий:

1. имущество (предмет лизинга) получено лизингополучателем от продавца, что подтверждается соответствующими документами (товарными накладными, ТТН, актами приема-передачи или другими, составленными с использованием унифицированных форм);

2. у лизингодателя есть счет-фактура, выписанный продавцом в течение 5 дней с момента поставки предмета лизинга (включая день поставки), с выделенной суммой НДС;

. лизингодатель произвел расчеты с продавцом за предмет лизинга, что подтверждается соответствующими документами (платежное поручение, соглашение о зачете взаимных требований и т.п.), в которых сумма уплаченного НДС выделена отдельной строкой.

Право на применение вычетов НДС при приобретении основных средств возникает сразу после оплаты и принятия к учету этих основных средств и не связано с порядком начисления амортизации на предмет лизинга.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров. Определение реализации для целей налогообложения содержится в ст. 39 НК РФ, а именно: реализацией товаров признается передача прав собственности на товары (как на возмездной, так и на безвозмездной основе). Следовательно, при передаче лизингодателем предмета лизинга объекта налогообложения НДС не возникает, так как предмет лизинга передается лизингополучателю во временное владение и пользование (п. 1 ст. 11 Закона о лизинге). Поэтому в акте приема-передачи (накладной, другом документе на передачу предмета лизинга) НДС не выделяется.

Передача имущества в лизинг для лизингодателя является предоставлением лизинговых услуг. Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу квалифицируется для целей налогообложения как реализация услуг. Реализация услуг на территории РФ признается объектом налогообложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При исчислении налоговой базы по НДС выручка от реализации услуг определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных услуг, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ). Таким образом, вся сумма лизинговых платежей (без включения в нее НДС) включается в налоговую базу по НДС. При этом не имеет значения, каким образом в договоре сформулировано условие о лизинговых платежах: выделено вознаграждение лизингодателя, выделена выкупная стоимость предмета лизинга и т.п. Обязанность по уплате НДС в бюджет возникает у лизингодателя в зависимости от принятой учетной политики для целей налогообложения:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Меню сайта