Анализ состояния кредитного менеджмента в ООО «Перспектива» и оценка его ликвидности

Финансовые службы ООО «Перспектива» состоят из планово-бухгалтерского отдела, который возглавляет главный бухгалтер-начальник планово-бухгалтерского отдела. В составе отдела - заместитель главного бухгалтера, начальник производственного бюро-бухгалтер, ведущий бухгалтер, начальник бюро планирования и калькуляции - главный экономист.

Анализ показывает, что финансовые службы предприятия в основном решают свои основные задачи, в числе которых назовем следующие: обеспечение контроля за наличием и движение имущества предприятия, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, своевременное предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов, формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия для ее дальнейшего предоставления инвесторам, поставщикам, покупателям, а также налоговым, финансовым органам, банкам и иным заинтересованным лицам.

Хотя ЗАО «КОМПАНИЯ БЕЛАЗКОМПЛЕКТ ПЛЮС» это стабильно работающее предприятие, к негативным моментам в управлении его активами относятся: недостаток ликвидных активов, сохраняющийся на протяжении всего изучаемого периода и увеличение доли дебиторской задолженности в текущих активах. Все это делает актуальным необходимость осуществления эффективного кредитного менеджмента при предоставлении товарного кредита покупателям.

Анализ состояния кредитного менеджмента на предприятии дает следующее. В составе органов управления ЗАО имеется объединенная финансовая служба, возглавляемая заместителем генерального директора по финансам - главным бухгалтером. Финансовая служба выполняет основные функции по профилям отделов: финансового, планово-экономического, ценных бумаг с одновременным функционированием бухгалтерии. Вопросами снабжения и сбыта готовой продукции занимаются работники отделов снабжения и сбыта, находящихся в службе заместителя генерального директора по коммерческой работе.

Изучение механизма отпуска готовой продукции показало, что работы выполняются в основном на основании предварительной оплаты. Представитель заказчика обеспечивает фактическое зачисление платежа на расчетный счет ЗАО «КОМПАНИЯ БЕЛАЗКОМПЛЕКТ ПЛЮС» в его кредитной организации. При подтверждении бухгалтерией ООО факта зачисления платежа, выполняются основные работы.

В случае отсутствия предварительной оплаты за работы (услуги) процедура остается фактически той же. Решение о целесообразности выполнения работ в кредит принимается экспертным путем, как правило, по согласованию между службой коммерческого директора и бухгалтерией.

Товарный кредит предоставляется в основном постоянным заказчикам, зарекомендовавшим себя как добросовестные плательщики. Такой подход отчасти решает проблему неплатежей, но, как показали расчеты, оборачиваемость активов ухудшилась, то же касается и оборачиваемости дебиторской задолженности. Это говорит о недоиспользованных возможностях предприятия по коммерческому кредитованию. Для преодоления указанных проблем предприятию предлагается программа реализации кредитного менеджмента.

Программа реализации кредитного менеджмента в ЗАО включает в себя следующие составляющие.

Первое - на предприятии организуется кредитный отдел, которому частично передаются функции бухгалтерии, отделов финансового, планово-экономического, ценных бумаг, сбыта. В части замещения функций бухгалтерии предполагается мониторинг и отслеживание текущих платежей в соответствии с их графиками. Финансовый отдел передает кредитному отделу функции, связанные с оценкой финансового положения заказчика, его кредитоспособности. Планово - экономический - планирование товарных кредитов и прогнозирование структуры баланса самого ЗАО в результате наращивания товарного кредитования. Ценных бумаг - решение всех практических вопросов, связанных с оформлением товарных кредитов векселями. Сбыта - окончательное принятие решение о предоставлении товарного кредита и возможности выполнения работ и отгрузки продукции без предварительной оплаты. Разумеется, устанавливается механизм тесного взаимодействия между кредитным отделом и всеми указанными отделами.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Меню сайта