Финансовая деятельность городских дум в 1917 г. проблемы, достижения, особенности

С началом революции Московская городская дума активизировала свою борьбу с частным «Обществом электрического освещения 1886 года», основанным с помощью немецкого капитала. Подоплёкой конфликта было стремление московского самоуправления муниципализировать те частные фирмы, которые выполняли муниципальные функции, в частности, обеспечивали город электроэнергией. В то время как представители «Общества 1886 года» предлагали сформировать новое акционерное общество, часть паев в котором досталась бы московскому муниципалитету, на заседании 28 марта думцы выдвинули требование к правительственному совещанию ликвидировать «Общество 1886 года» и предоставить городскому общественному управлению Москвы преимущественное право покупки акций его предприятий3°. Предложенный думой вариант не был принят правительством, но демократический состав Московской городской думы продолжал борьбу.

В губернских городах и столицах острыми были транспортные проблемы, что было связано с инфляцией. В Вятке извозчики должны были возить горожан по установленной думой таксе. Цены росли, а дума - не спешила повышать таксу, поэтому извозчики стали запрашивать в 2 - 3 раза больше, чем полагается, а это вызывало недовольство населения. Сначала дума решила повысить таксу на 50%, " однако когда стало очевидным, что и новая такса не исполняется, от неё пришлось отказаться, при условии, чтобы извозчики не злоупотребляли ценами. По установленному муниципальному тарифу не хотели заниматься извозом' и в Туле. Сами извозчики предлагали полностью отказаться от составления таксы, угрожая в противном случае тем, что больше половины извозчиков прекратят извозный промысел. Однако дума оказалась настойчивой, на её стороне было и общественное мнение города, поэтому в августе 1917 г., пробастовав несколько дней и лишившись заработка, тульские извозчики были вынуждены продолжать возить людей по прежним тарифам. Контроль за их соблюдением осуществляла городская милиция. Лишь в октябре 1917 г. городская управа решила выработать новую, более высокую таксу.

К началу революции московский трамвай уже находился в расстроенном состоянии, как отмечал управляющий московскими городскими железными дорогами М. Поливанов, вследствие трёх главных причин: с началом войны были мобилизованы старые опытные трамвайные работники: вожатые и слесаря, к 1917 г. число старых рабочих не превышало 30% от общего числа трамвайщиков; затруднился ремонт из-за нехватки или полного отсутствия материалов; количество пассажиров увеличилось на 50%, переполненные вагоны требовали более частого ремонта: если в мирное время в ремонте одновременно находилось не больше 6% от общего числа вагонов, то в марте 1917 г. - 20% вагонов. Весной 1917 г. появился ещё один фактор, приносивший значительный ущерб трамвайному предприятию: солдаты, сначала «революционным порядком», а с июня 1917 г. - согласно постановлению Совета солдатских депутатов, стали бесплатно пользоваться трамваями. В июле 1917 г. трамвайное движение было сокращено на 3 часа, в дневное время трамваи следовали с увеличенным интервалом, в 2 раза было сокращено количество остановок. Это привело*к падению выручки, что вынуждало город в период весны-осени 1917 г. несколько раз поднимать трамвайные тарифы. Новый городской' голова В.В. Руднев предпринял попытку покончить с бесплатным проездом солдат, предложив* взамен выдавать льготные и ограниченное количество бесплатных билетов. Солдаты усмотрели в этом «узурпирование завоёванных прав революции» и затягивали решение вопроса, пообещав лишь бороться с теми, кто, не являясь военнослужащими, надевал солдатскую форму для бесплатного проезда. Строительство метрополитена, успешно эксплуатировавшегося в европейских и американских городах, являлось пределом мечтаний предреволюционного московского муниципалитета. Была составлена смета строительства, сумма оказалась неприемлемой для самоуправления Москвы. Но даже в условиях войны прорабатывались различные варианты постройки системы метро. В апреле 1917 г. Н.И. Астров получил письмо от члена французской экономической миссии о том, что постройкой в Москве метрополитена на правах концессии интересуются предприниматели Франции. Продолжения в 1917-1918 гг. эти планы не получили.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Меню сайта